Евгения Александровна
 (начальная школа)
                                                                           
Рисуночные тесты
      Кто из нас не хочет узнать больше о собственном ребёнке! Что он думает, чего боится, о чём мечтает? Как оценивает себя, папу, маму? Легко ли ему строить взаимоотношения в детском саду, школе? Ответы подскажут детские тесты. Психологи считают, что рисунок – всегда какое – то сообщение, зашифрованное в образах. Однако, когда вы будете расшифровывать детские рисунки, не советуем делать поспешных выводов, а оценивать творение своего чада комплексно. Помните, тест не приговор, а информация к размышлению. Если же в результате тестирования вы обнаружили тревожащие вас вещи, обязательно проконсультируйтесь с детским психологом.
 

ТЕСТ № 1 - РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ


      Для выполнения этого теста ребёнку понадобятся белый лист бумаги и цветные карандаши. Лучше, если это задание даст ребёнку человек, не состоящий с ним в родстве. Задание: нарисовать маму, папу, бабушку, дедушку так, чтобы они были чем-то заняты. 

РАСШИФРОВКА. Пока чадо творит, обратите внимание на последовательность действий. Самого значимого персонажа ребёнок нарисует первым. Правда, бывает, дети первыми рисуют себя. Не беспокойтесь, это нормально. Посмотрите, чью фигуру он нарисует второй. Если семья нарисована в полном составе – признак благополучия. Если же ещё и все члены семьи держат друг друга за руки – вдвойне прекрасно, ведь это символизирует сплочённость и полное взаимопонимание. А вот большое расстояние между людьми, «внедрение» различных предметов (газета, плита, телевизор и т.д.) могут указать на некоторую разобщённость. Может в действительности всё происходит иначе, но ребёнок представляет себе эту ситуацию именно так.

      Тех людей, которые играют в жизни ребёнка важную роль, он будет рисовать долго и тщательно, вспомнив даже о таких деталях, как пуговицы на одежде или заколки в волосах. А вот «второстепенным» личностям может «не достаться» рук, ног или ушей. Да и раскрашены такие фигуры, скорее всего, будут довольно небрежно.

      Обратите внимание на «фигуру автора». Она больше или наравне с другими? Не исключено, что ребёнок соревнуется за родительскую любовь с братом или сестрой. Она меньше остальных? Возможно, сыну или дочке не хватает заботы и внимания. Если же ребёнок не нарисовал себя или, напротив, изобразил только себя, скорее всего, он чувствует себя одиноким. Похожий «диагноз» можно поставить и в том случае, если чадо поместит себя на рисунке в стороне от других.

      Внимательно изучите символы рисунка. Если ребёнок нарисовал грязь – это показатель внутреннего беспокойства. Вода, дождь, лёд, звёзды – «примета» депрессивного настроения. Детская кроватка, клетка (ассоциируется с пленением), а также ружья, пистолеты, копья, ножи и прочие стреляющие и режущие предметы – признак агрессивности и вспыльчивости.

 

ТЕСТ № 2 - РИСУЕМ ЖИВОТНОЕ

      Этот тест поможет вам раскрыть личностные качества ребёнка. Вы узнаете о чаде многое: развито ли в нём творческое начало, нет ли у него агрессивности по отношению к окружающим, повышенноё тревожности и прочего. Тест можно предлагать как маленьким детям, так и подросткам.  Вам понадобятся белый лист бумаги, простой и цветные карандаши. Задание заключается в том, чтобы ребёнок нарисовал несуществующее животное, а потом дал ему имя. Только обязательно предупредите своё чадо, что нельзя рисовать сказочных и мультипликационных героев, ведь они уже кем-то придуманы.

РАСШИФРОВКА. Обратите внимание, как расположен рисунок. Если ближе к верхнему краю, это говорит о высокой самооценке рисовальщика и возможном преувеличении собственных заслуг. Неприметное изображение в нижней части листа – показатель неуверенности в себе, подавленности и нерешительности.

      Если голова или центральная часть фигуры животного повёрнута вправо, это свидетельствует об активности, энергии и целеустремлённости. Если влево – о пассивности, нерешительности. Положение головы в позиции «анфас» - об эгоизме, самовлюблённости. Большие уши «выдают» любознательность, приоткрытый рот – излишнюю болтливость, рот круглой формы – тревожность и подверженность страхам. А вот если ребёнок нарисовал ещё и зубы, психологи трактуют как показатель некоторой агрессивности. То же самое можно сказать, если чадо «снабдило» животное рогами, когтями, иглами, шипами, панцирем и прочими угловатыми и колюче-острыми элементами.

      Исследуя рисунок дальше, обратите внимание на устойчивость фигуры. Если зверь крепко стоит на ногах – это признак уверенности в себе (не зверя, разумеется, а ребёнка!). Если парит в воздухе – неуверенности, поверхности, легкомыслия. Интересны в этом смысле и дополнения к фигуре. Если изобретены какие-либо функциональные элементы, например шесть рук, чтобы его «подопечный» был сильнее, или четыре ноги, чтобы тот быстрее ходил, практичности художнику не занимать. Если же он украсил животное бантиками, перьями, значит, он несколько демонстративен, любит быть в центре внимания. Обилие оригинальных элементов подчёркивает индивидуальность автора.

      Обязательно узнайте у ребёнка, как он назвал своё животное. Если он дал ему воинствующее имя с резкими звуками, допустим Терминатозавр, это выдаёт возбудимость и некоторую агрессивность автора. Название по роду действий, к примеру, Мясоед, - рациональность и логический ум. Повторяющиеся элементы типа «кус-кус» - небольшую пассивность. Удлинённые названия – развитое воображение.

Расшифровывая тест, учтите следующие моменты:

· Иногда дети не могут придумать «ненастоящее» животное, поэтому рисуют «настоящее», существующее в природе. Для дошкольников это нормально. Хуже, если дети более старшего возраста не могут «сочинить» животное. Это может свидетельствовать о недостатке воображения или о повышенной тревожности. Ведь тревожный человек, как правило, теряется перед неопределёнными заданиями. Для него нет ничего хуже просьбы «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» - он боится, что сделает ошибку. Это же относится и к тесту. Рисуя «реального» зверя, тревожный ребёнок чувствует себя гораздо увереннее.

· Довольно часто бывает, что дети изображают вымерших животных, например динозавров, или тех, которые описаны в мифах и легендах. Обычно так выполняют задание дети 8 – 10 лет. В принципе это тоже вариант нормы. Но если динозавра рисует подросток, скорее всего, это свидетельствует о его неразвитом воображении и не слишком высокой образованности.

      Дети (независимо от возраста) обычно рисуют животное, которое хоть и не совпадает полностью ни с одним из «природных» зверей, однако чем-то его напоминает. У него есть голова, туловище, хвост, лапы, крылья… Причём все пропорции, как правило, соблюдены, а отдельные элементы находятся там, где им положено: глаза – на голове, а не на крыльях, ноги-руки «растут» от туловища, а не от ушей или от волос и т.д. Ни в коем случае не обвиняйте вашего ребёнка в недостатке воображения – это нормально.

ТЕСТ № 3 «ДВА ДОМА»

      Этот тест позволит определить, как ребёнок относится к своим родителям, близким, родственникам, друзьям, учителям, воспитателям. Вам понадобится белый лист бумаги, красный и чёрный карандаши, ручка. Перед тем, как начать «процесс», желательно поговорить с ребёнком о доме, в котором он живёт, а потом предложить ему построить «прекрасный дом красного цвета». Говоря это, нарисуйте на левой стороне листа красным карандашом здание, всячески подчёркивая его привлекательность. А потом предложите: «Давай дом заселим. В нём будешь жить ТЫ, а также все остальные, кого ты хочешь взять с собой. Не волнуйся, места всем хватит». Сын или дочка начнёт называть имена «соседей», а вы запишите их под домом. Затем на правой стороне листа нарисуйте чёрный дом. Но о чёрном доме ничего не говорите – ни хороших, ни плохих слов. Это просто другой дом. Скажите ребёнку: «Наверное, ты не всех хочешь взять в красный дом. А ведь тем людям тоже надо где-то жить, например, в чёрном доме. Как ты думаешь, кого можно туда заселить?» Немного поразмышляв, чадо начнёт называть имена обитателей чёрного дома.

РАСШИФРОВКА. Люди, которых ребёнок вселяет в красный дом, - самые дорогие, любимые и важные для него. С ними он хочет быть всегда. Иногда в красный дом ребёнок «переезжает» в одиночестве. Это тревожный сигнал: возможен конфликт между ребёнком и его окружением. Внимательно посмотрите, кого ребёнок заселит в чёрный дом. Эти люди менее значимы для него, чем «красные», и, возможно эмоционально им отвергнуты. От них он хочет отгородиться. Если в чёрном доме жильцов больше, чем в красном, ребёнку не очень комфортно в его окружении, Желательно проконсультироваться с психологом. Идеальной считается ситуация, когда чёрный дом остаётся пустым.